RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач

Cloud Networks > Аналитика > RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач
10.03.2021

RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач

Robotic Process Automation (RPA) — это современная технология автоматизации процессов, которая основана на использовании программных роботов. Принцип работы заключается в создании списка действий для автоматизации рутинных задач с использованием программных интерфейсов (API) или языка сценариев.

 

Появление RPA

Термин появился в 2012 году благодаря компании Blue Prism, которая одна из первых в области автоматизации сервисов управления офисными операциями. Технология появилась в начале нулевых, но массовое распространение получила лишь в 2015 году.

Основные цели роботизации

 

Разработчики ПО для RPA

Forrester назвал лидерами на рынке RPA-решений: Аutomation Anywhere, Blue Prism и UiPath.

Everest назвал те же компании, плюс NICE и Thoughtonomy.

ТОП-4 мировых вендора — это UiPath, Automation Anywhere, Blue Prism и NICE. Стоит отметить компанию UiPath, которая выросла из небольшого стартапа, компания за 2018 год выросла на 630%!

На российском рынке специалистов с навыками работы в RPA единицы. На сегодняшний день компании активно ищут сотрудников на различные роли, от HR специалистов, до руководителей проектов по роботизации.

Спрос на разработчиков RPA продолжает расти. В России искали RPA-профессионалов такие компании, как ABBYY, KPMG, PWC, Accenture, Deloitte, Unilever, Росгосстрах, МТС, Сбербанк, Сибур, Норникель, Qiwi, Райффазенбанк.

 

На каких RPA-платформах работают российские компании?

Существует несколько российских платформ. В середине 2018 года появилась платформа Robin, потом — ElectroNeek и PIX. Уже сейчас у них есть два преимущества: они дешевле и лучше справляются с документами на русском языке.

Если судить по кейсам компаний, роботизацию чаще всего доверяют платформам UiPath и Blue Prism. С UiPath работают в X5 Retail Group, ВТБ, Сбербанке, «Росгосстрахе» и Ozon.ru. С Blue Prism — в Альфа-банке и «ВымпелКоме». Некоторые компании используют самописных роботов.

В базе практик RPA тоже можно узнать, у кого какая платформа. У МТС как минимум две платформы: UiPath и Blue Prism.

 

Что такое RPA-робот?

RPA-робот — это программа, которая имитирует действия сотрудника. Фактически — это виртуальный сотрудник, который выполняет простейшие задачи, такие как перенос данных, отправляет уведомления, формирует отчеты.

Робот находится на удаленном сервере, но его можно установить и на рабочий компьютер сотрудника. В случае с увеличением задач и процессов, включается программа-начальник, которая контролирует задачи всех линейных роботов.

Пример работы программы по контролю роботов UiPath Orchestrator:

RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач - 1

 

Какую работу может выполнить робот?

Современные RPA-системы могут полностью или частично автоматизировать работу, которую раньше приходилось делать вручную. Например, операционный офис крупного банка из 200 человек больше половины своего рабочего времени тратят на задачи, которые можно автоматизировать.

RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач - 2

 

Примеры RPA:

  • Работа с таблицами в Excel (копирование и преобразование данных).
  • Проверка информации на корректность.
  • Заполнение экранных форм.
  • Формирование отчетов.
  • Перенос данных из одной системы в другую.

 

Что конкретно может делать робот:

  • Открывать и закрывать приложения и системы веб-клиентов или электронной почты, включая вложения.
  • Перемещаться внутри приложений (ERP, CRM и тому подобные).
  • Создавать и перемещать файлы или папки.
  • Переходить по ссылкам и эмулировать нажатие кнопок.
  • Совершать автоматический переход между приложениями.
  • Заполнять, копировать формы и выполнять многоуровневую перепроверку данных, введенных людьми.
  • Загружать данные из внешних источников в программный интерфейс или базу данных.
  • Сравнивать и проверять данные, а также выполнять математические вычисления.
  • Работать по сложной логике с условиями и циклами.
  • Распознавать тексты (PDF / DOC / XLS).
  • Общаться с клиентами в мессенджерах с помощью чат-ботов.
  • Использовать предсказательную аналитику для управления решениями на основе статистики и интеллектуального анализа данных.

 

RPA и искусственный интеллект

RPA не является искусственный интеллект (ИИ).

ИИ имитирует, непосредственно интеллект сотрудника, а робот — всего лишь руки. Однако RPA развивается в сторону интеллектуализации. Разработчики подключают к платформам различные решения для распознавания и анализа изображений и текста (OCR, ML).

Робот учится обходить капчу, исправлять ошибки в документах и многое другое. Некоторые компании разрабатывают собственные решения, другие используют сторонние разработки.

Пример применения технологий ИИ в UiPath:

RPA — актуальное решение для автоматизации рутинных задач - 3

 

Ключевые препятствия для внедрения RPA:

  • Непонимание бизнесом преимуществ RPA.
  • Недостаточная информированность о технологии.
  • Низкий уровень зарплат сотрудников, чьи функции можно роботизировать.
  • Консерватизм руководителей.
  • Особенности процессов в компаниях (например, отсутствие четкого алгоритма работы).

 

Затраты на внедрение RPA

Стоимость внедрения начинается со 150–200 тысяч рублей. В эту сумму оценивается средняя годовая лицензия от российских вендоров.

Однако стоит отметить, что масштабирование бизнес-процессов с RPA обходится в 2-3 раза дешевле, чем при традиционном расширении штата сотрудников даже без учета затрат на найм и тренинг персонала. Типовое внедрение окупается в российских компаниях за 6-9 месяцев, в зависимости от объема выполняемых «виртуальными роботами» операций.

 

Рынок труда и RPA

Все больше руководителей видит в RPA способ оптимизировать производственную деятельность, снизить затраты и устранить утомительные задачи, оставив сотрудникам больше времени для обслуживания клиентов, выполнения творческой и ценной для бизнеса работы.

По опыту внедрения RPA, все это дает от 40 до 80% снижения прямых затрат на обработку бизнес-процессов. Добавьте к этому простоту масштабирования технологии: если вам нужно ускорить исполнение бизнес-процесса, вы просто подключаете еще одного робота вместо того, чтобы искать нового сотрудника, организовывать ему рабочее место, проводить тренинги и т.д.

Помимо этого:

  • Роботизации нужна техподдержка, чтобы перенастраивать работу RPA при изменениях в интерфейсе системы или бизнес-процессов. А это дополнительные расходы.
  • Для RPA необходимы хорошо документированные алгоритмы работы системы и бизнес-процессов.
  • Роботизировать хаос невозможно, поэтому начинать придётся с первоначального аудита бизнес-процессов и их формализации.
  • Ответственность за работу автоматики несут люди, поэтому при внедрении RPA всегда имейте наготове «план Б»: как вручную поддержать работу бизнеса при отказе или вынужденной доработке роботизированного процесса.
  • Процесс роботизации нуждается в постоянном контроле. Лучше всего назначить специально обученного человека, который будет первым реагировать на возможные проблемы в работе RPA.

 

Любая технология, заменяющая человека, становится объектом луддизма. Но для многих сотрудников — это возможность найти для себя в новых процессах. Прогресс не стоит на месте, и некоторые профессии действительно утрачивают актуальность со временем.

 


 

Ознакомьтесь со страницей решений по RPA. А если у Вас остались вопросы или Вы захотели узнать подробности, позвоните по телефону: 8 (495) 255-06-30 или оставьте заявку на обратный звонок – и менеджер CloudNetworks свяжется с Вами для консультации.

Мы не передадим ваши данные третьим лицам и не будем донимать спамом
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.
to-top