
Шокирующий успех роботизации: как перейти на новый уровень с автоматизацией?
На сегодняшний день тема о скорой замене сотрудников «бездушными машинами» набирает популярность. Возможно, вы тоже опасаетесь полной автоматизации рабочих процессов? Что ж, тогда давайте разберем все аспекты роботизированной автоматизации. И самое главное узнаем, как данный процесс способен повлиять на ваш бизнес и ваших сотрудников.
Быстрое определение RPA
RPA (Robotic Process Automation) или Роботизированная автоматизация процессов – это не замена человека неким Терминатором. Это программное обеспечение, которое работает на физических или виртуальных машинах.
RPA позволяет автоматизировать бизнес-процессы, определяя некий набор скриптов (инструкций) для робота. Данные роботы способны выполнять больший объем монотонной работы без ошибок и с высокой скоростью.
RPA идеально подходит в системах, где требуется высокий уровень обработки человеческих данных. Например, ручной перенос информации, заполнение отчетов, сбор данных из разных систем и т. п. Подобные процессы отнимают очень много времени и не способны принести организации пользы. Поэтому в таких структурах отлично подойдут RPA-системы.
Программный робот:
- Встраивается в действующую ИТ-инфраструктуру.
- Интегрируется с другими автоматизированными системами.
- Имитирует действия человека.
- Оптимизирует процесс.
- Снижает затраты.
- Взаимодействует с любым ПО.
- Выполняет действия по расписанию/в режиме очереди.
- Принимает решения на основе заданных правил и условий.
- Считывает и распознает, что на экране.
Глобальная роботизация процессов
Еще одно преимущество RPA состоит в быстром возврате инвестиций. RPA в скоро времени станут применять в сфере медицины, телекоммуникации и др. И в конечном счете, облачные платформы с подключенным RPA смогут повсеместно взаимодействовать с сотрудниками для выполнения ключевых задач.
Уже в следующем году ожидается динамика роста RPA:
- Технология будет помогать решать сложные проблемы, поддерживать и оптимизировать целые процессы.
- Улучшится прогнозируемость из-за предоставления информации для более точной, эффективной автоматизации.
- Компании будут использовать облачную RPA с открытым исходным кодом, из-за низкой стоимости и простоты внедрения.
- Появятся более критичные для бизнеса приложения RPA. Руководители будут отдавать предпочтение более агрессивной автоматизации, связывая проекты ИИ с KPI (доходов, снижения затрат, повышения качества обслуживания клиентов).
В зависимости от объема реализации RPA может:
- Обеспечить экономию средств на 25-50 процентов.
- Предложить улучшенный сервис доставки.
- Упростить сбор и анализ данных, что позволит оптимизировать процесс.
- Повысить гибкость.
- Улучшить соответствие.
- Обеспечить круглосуточную доступность.
Стоит также отметить высокую и круглосуточную производительность роботов. Ботам не нужен сон, не нужен отдых, не нужен обед. Они выполняют точно и без ошибок свои задачи, улучшая показатели точности конечных результатов. Работа ботов последовательна и предсказуема. С ними сокращается время простоя, увеличивается производительность, что позволяет тратить человеческие ресурсы на более важные, креативные задачи.
Роботизированная автоматизация процессов продолжает доказывать свою эффективность
Понятно, что RPA – это растущая тенденция и инвестиции в программное обеспечение. Но главный вопрос, стоит ли RPA вложений?
На сегодняшний день очень много говорят об облегчении жизни сотрудников за счет упрощения внутренних процессов и снижения стоимости внутренних операций. Чем подтверждена данная информация?
Разберем реальные примеры внедрения RPA:
- Ведущий мировой банк использовал RPA для автоматизации 57% своих платежей в строго регулируемой области финансирования внешней торговли. Автоматизация процессов привела к сокращению штатных сотрудников, необходимых для выполнения монотонной работы – с 110 до 47.
- Virgin Trains развернула RPA для автоматического возмещения расходов клиентов за опоздавшие поезда. Процесс от обработки жалобы клиента с помощью когнитивных вычислений до активной выдачи возмещения с помощью программных ботов – полностью автоматизировали. Решение сократило ежедневное время обработки и ручной труд на 85%.
- Американский банк автоматизировал свою биллинговую систему с помощью RPA. В результате руководители обнаружили утечку доходов на 9–10%; они выздоровели 3–4%. Благодаря RPA устранили утечку доходов из-за несоответствия между тарифными карточками и счетами клиентов.
- Everest Group обнаружили, что лучшие бизнесмены заработали почти в 4 раза больше на своих инвестициях RPA, в то время как другие предприятия заработали почти вдвое больше.
- NASSCOM сообщили о значительной экономии средств – до 65% на наземных операциях и 30% на морских поставках. За 6 месяцев они полностью окупили инвестиции.
Преимущества развертывания в средах RPA включают:
- Обеспечивает более быструю реализацию с меньшими усилиями и более быструю окупаемость.
- Возможность улучшения автоматизации и расширения RPA.
- Масштабирование операций и перепроектирование рабочих мест, включая переназначение сотрудников на более высокие должности.
- Потенциально, боты могут автоматизировать до 40% человеческого труда, с вводом когнитивных технологий – процент увеличится.
RPA растет в геометрической прогрессии – Forrester прогнозирует, что она вырастет с 250 миллионов долларов в 2016 году до 2,9 миллиардов долларов в 2021 году. Организация Grand View Research ожидает роста с 358 млн долларов в 2017 году до 3,11 млрд долларов в 2025 году. С учетом всех цифр, неудивительно, что инвестиции в RPA растут.
RPA – взгляд в будущее
Многие организации только начинают «присматриваться» к использованию роботизированных процессов автоматизации. Одно известно наверняка – RPA усилит оцифровку бизнеса и использование возможностей когнитивных технологий.
Согласно опросу Deloitte, компании, вложившие средства в RPA, полностью окупились менее, чем за 12 месяцев. А 78% из тех, кто уже внедрил RPA, ожидают значительного увеличения своих инвестиций в технологию в течение следующих трех лет.
Также из 16 тематических исследований, проанализированных Лондонской школой экономики, окупаемость инвестиций для RPA варьировалась от 30% до 200%.
Ожидается, что доходы рынка роботизированной автоматизации процессов к 2020 году превысят 2,9 миллиарда долларов США по всему миру. Прогнозы прогнозируют продолжение роста в ближайшие годы, а рыночная стоимость к 2023 году достигнет более миллиарда.
Рассмотрим финансирование компаний RPA, чтобы оценить рост технологии:
- UIPath привлек почти 450 миллионов долларов США.
- Automation Anywhere привлекла 550 миллионов долларов.
- Blue Prism выпускает новые акции, чтобы привлечь 130 миллионов долларов.
- Workfusion получил более 121 миллиона долларов.
- Другие компании, такие как Antworks и SaltStack, получили свыше 15 миллионов долларов и 28 миллионов долларов соответственно.
Что скрывают производители RPA?
CloudNetworks обратилась к своему партнеру – ElectroNeek, российскому разработчику ПО для автоматизации – с вопросами о технологии и возможностях RPA. На вопросы ответил CIO (Chief Innovation Officer) ElektroNeek, Дмитрий Карпов.
Расскажите об обучаемости системы. Есть ли какие-то «пределы» у роботов?
«Возможности RPA роботов ограничиваются техническими требованиями к процессу (программы, системы и приложения, необходимые для выполнения задачи), алгоритмами работы и характеристиками самих бизнес-процессов, которые будут автоматизированы (т. е. конкретными действиями человека, которые будет эмулировать робот: скачать документ, заполнить таблицу, отправить письмо и т. д.). Другими словами, если процесс можно автоматизировать, то он будет автоматизирован».
В какой инфраструктуре могут строиться RPA и есть ли какие ограничения? Какие способы развертывания есть у системы – облака, корпоративные серверы?
«RPA роботы могут быть развернуты на любых современных системах. Ограничения могут быть продиктованы политикой безопасности отдельной системы. Технически же, например, ElectroNeek не требователен к ресурсам, готов работать на относительно слабых компьютерах. Развернуть систему можно и на корпоративном сервере, и в облаке, но на данный момент наиболее распространено развертывание на локальной/виртуальной машине, то есть в самой корпоративной системе».
Компании хранят конфиденциальные данные. Расскажите, как работает безопасность RPA?
«Деятельность RPA роботов обусловлена алгоритмами, заданными людьми, поэтому роботы, отвечающие за целостность бизнес-процесса или защиты от внутренних ошибок, совершенных людьми в ходе работы, мгновенно оповещают администратора системы о возникающих проблемах, если такие появляются. Сами же роботы не сохраняют никакие корпоративные данные, если это не прописано в алгоритме.
В вопросах, связанных с безопасностью хранения данных, RPA-платформы обладают схожими характеристиками с программным обеспечением из других категорий. RPA-платформы стараются избегать хранения корпоративных данных на своих ресурсах, однако, в исключительных обстоятельствах инфраструктура наделяется всеми необходимыми инструментами для обеспечения безопасности хранения таких данных.
Безопасность доступа к данным обуславливается использованием таких известных алгоритмов шифрования, как RS256 для доступа к данным или SSL-протоколы для передачи данных.
Также стоит отметить, что есть возможность управлять тем, какие данные должны быть видны RPA-платформе. При взаимодействии с интерфейсом приложений на компьютере, платформе не будет доступно ничего, что недоступно пользователю на экране. При интеграции на программном уровне ограничить поток данных в RPA-платформу также не представляет проблемы».
Как рассчитывается окупаемость внедряемых роботов? Как она варьируется от количества самих ботов?
«Для расчета окупаемости роботов используются общепринятые показатели, такие как ROI (Return of Investment) и PP (Payback Period). Однако важно учитывать, что скорость окупаемости напрямую зависит от количества роботов, а также от времени, в течение которого роботы выполняют свою работу. Как известно, робот справляется с задачами быстрее, чем человек, не требует отпуска, не тратит время на отдых. При максимальной загрузке робота время окупаемости затрат на лицензию в среднем составляет 2-4 месяца».
Расскажите об этапах проработки внедрения роботов?
«Частное внедрение роботов можно разделить на три больших этапа. На первом этапе проводится анализ роботизируемого процесса. Здесь происходит детализация процесса, его анализ, а также его трансформация, если этого требуют технические характеристики процесса. После чего все условия утверждаются заказчиками и разработчиками. Второй этап — сама разработка автоматизированного процесса. Самый интенсивный этап для разработчиков процесса, в ходе которого проводятся дополнительные согласования и доработки робота. Третий и завершающий этап — это непосредственно демонстрация возможностей готового RPA робота и инструктаж по эффективному управлению им.
Нужно отметить, что платформа ElectroNeek рассчитана не только на ИТ-профессионалов, но и на бизнес-пользователей, поэтому для разработки робота не нужно обладать глубокими познаниями программирования. Для автоматизации рутинного процесса, такого как копирование данных из одного документа в другой, потребуется вводный курс по работе с RPA и пара часов в Electroneek, которые в итоге сэкономят вам сотни часов монотонной работы. Это также упростило подход ко внедрению, так как отказавшись от ряда формальностей, переход от анализа к разработке робота значительно ускоряет процесс».
Какие есть варианты централизованного управления? Какой присутствует контроль и разграничение доступов управления? И расскажите о способах вывода данных управления?
«Как правило, помимо среды разработки у RPA-платформ присутствуют отдельные программы по централизованному управлению и мониторингу роботов. Мы в ElectroNeek добавили личный кабинет пользователя, который является средством идентификации пользователя в нашей экосистеме. И важной частью этой экосистемы является Оркестратор.
Мы уже успешно применяем этот подход на американском рынке, и в ближайшее время планируем запуск на российском рынке. Каждый пользователь состоит в конкретной компании, куда его приглашает Администратор на стороне клиента. Он же задает роли приглашенным пользователям, что позволяет создавать гибкую иерархию внутри компании и эффективно распределять доступы и обязанности всех ее членов. Администратор видит всех приглашенных им пользователей, их роли, уровни доступа и контролирует взаимодействие компании с платформой ElectroNeek».
А что насчет поддержки и отказоустойчивости роботизированной системы?
«RPA роботы могут подобно человеку определять, что происходит на экране, например, убедиться в наличии конкретного текста или окна. В зависимости от полученного результата пользователь может задать определенный сценарий поведения робота. И в нашу платформу мы добавили целый ряд функций, позволяющий совершать такие операции. В платформе также есть возможность работать с исключениями, поэтому у разработчика процесса есть все средства, чтобы контролировать робота и прописывать определенную логику для каждого отдельного случая. Эти средства позволяют создавать роботов, которые точно и оперативно справляются с поставленными задачами».
Влияет ли RPA на работу сотрудников и рынок в целом? Ведет ли автоматизация к потере рабочих мест?
«Роботизация рабочих процессов с помощью RPA освобождает людей от рутинных задач, которые отнимают слишком много ценного времени. Вместо этого люди получают возможность фокусироваться на более важных, аналитических и стратегических бизнес-процессах. Автоматизация может привести к сокращению рабочих позиций, в которой 90% и более занимает рутина. Однако, это значит лишь то, что у людей появится возможность брать на себя новые задачи, ранее недоступные им из-за высокой загруженности».
Как вы считаете, к чему бизнес может прийти благодаря RPA?
«RPA может стать отличным помощником в цифровой трансформации компании, позволяя принимать более информированные решения, оптимизировать операционные расходы и увеличить продуктивность сотрудников, за счет перераспределения времени, отведенного на определенные типы задач. Все эти элементы образуют экосистему, в которой бизнес сможет быстрее развиваться, качественнее работать с клиентами и позволит людям тратить рабочее время только на то, что действительно важно».
В заключении
Опасения по поводу «замены человека роботом» беспочвенны, ведь RPA – это инструмент, позволяющий совершать однообразную работу с большей точностью и скоростью. В свою очередь, сотрудники смогут работать эффективнее и начнут тратить свое время на более интересные, креативные задачи.
RPA не для каждого отдела или каждой компании. Реализация, безусловно, принесет большие изменения и, возможно, даже вызовет негативную реакцию у сотрудников. Но, сделав правильные шаги, компания сможет поднять производительность на новый уровень, повысить операционную эффективность, обеспечить новую экономию средств и рост для своих сотрудников.